0 Список сравнения
0 Избранные товары
0
05:33:43 - 16.07.2020
Валюта: $ (USD)
  • Р (RUB)
  • $ (USD)
  • € (EUR)
  • ₴ (UAH)
  • (BYN)
04:34:24 - 16.07.2020
05:33:43 - 16.07.2020

Автомобильное реле: принцип действия, особенности и проверка

Автомобильное реле: принцип действия, особенности и проверка

Несмотря на то, что автомобили год от года совершенствуются, становясь всё более умными, некоторые элементы их конструкции остаются практически неизменными с момента изобретения. В первую очередь, речь идёт о таком исполнительном механизме, как реле, вошедшее в обиход в далёком 1831 году.

Особенности устройства и применения реле

Серьёзные потребители тока в большинстве выпускаемых в настоящее время автомобилях (например, обогрев лобового стекла или охлаждающий радиатор вентилятор) нельзя включить маленькой кнопочкой, так как её контакты не выдержат подобной нагрузки и сгорят. Поэтому кнопка должна быть большого размера, с фиксируемым положением во включенном состоянии, с надёжными проводами, подходящими к ней.

Однако возможности установить подобные кнопки в салоне выпускаемых сейчас авто нет, иначе они попросту испортят весь интерьер, над созданием которого трудилось огромное количество дизайнеров и других специалистов. Ситуацию способно исправить реле, устанавливаемое непосредственно с нагрузкой и управляемое при помощи небольшой кнопочки: вписать её получится в салон любого транспортного средства без ущерба для облика.

Основа любого реле — это электромагнит, принимающий электрический сигнал. Коромысло в этот момент притягивает магнит, а тот замыкает контакты, ввиду чего включается электрическая цепь.

В современных авто применяется несколько типов реле:

1.       с замыкающимися контактами в количестве двух штук;

2.       с тремя контактами.

Работа автомобильного реле

Чтобы разобраться и понять, как функционирует реле, необходимо рассмотреть ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к работе устройства.

Напряжение срабатывания

На корпусе устройства имеется пометка о напряжении, являющегося усредненным и оптимальным.

Например, если на устройстве написано 12V, сработает оно и при величине от 7 вольт. То же самое правило соблюдается и в сторону увеличения: при напряжении до 15 вольт с таким реле ничего страшного не случится. Но если разница будет составлять от 2 раз (реле, заимствованное у грузового автомобиля, рассчитанное на работу при напряжении 24В не заработает в 12-вольтовой сети), то реле исправно функционировать не будет.

Пропускаемый ток

Второй по значимости параметр – величина тока, способная пройти через контактную группу без риска её перегрева.

Стоит заметить, что контакты используемых в автомобилестроении реле мощные, поэтому даже небольшое исполнительное устройство способно коммутировать не менее 15 ампер, а реле обычных размеров – до 40 ампер.

Указывается и двойное значение тока (к примеру, 20/30А): это означает, что речь идет о двух режимах – кратковременном и долговременном.

Обозначение выводов

Существует международный стандарт, применяемый промышленностью во всем мире. Выводы обмотки обозначаются цифрами 85 и 86, выводы реле с двумя или тремя контактами – 30 или 87 (используется также 87а).

Но полностью полагаться на маркировку не стоит, невзирая на договоренность использования единых обозначений: российские производители нередко обозначают контакт, являющийся нормально замкнутым, как 88, а иностранные – 87а. Грешат нестандартной маркировкой не только отечественные изготовители, но и такие всемирно известные фирмы, как Bosch, зачастую маркирующие контакты цифрами в диапазоне от 1 до 5.

Если контакт вовсе не подписан, или же возникли сомнения в правильности маркировки, лучше лишний раз использовать тестер.

Контактные выводы: материал и виды

Выводы могут иметь:

·         «ножевой» тип, устанавливаемый в реле, имеющие разъём в виде колодки;

·         клемму, применяемую, в основном, раньше или же для исполнительного устройства с особенно большой мощностью.

Контакты бывают разных цветов. Белые делятся на матовые (это или медь, прошедшая лужение, или же латунь) и блестящие, сделанные из никелированной стали. Контакты красного или жёлтого цвета сделаны из меди и латуни.

Чистые металлы имеют лучшие характеристики, хотя и темнеют со временем, луженые же материалы вне зависимости от периода эксплуатации продолжают оставаться блестящими. Никелированная сталь тоже устойчива к окислению, но у неё высокое напряжение.

Идеальный вариант – силовые выводы из меди и выводы, выполненные из стали, являющиеся никелированными.

Потенциалы питания

Для начала работы реле на обмотку подаётся напряжение, при этом полярность для устройства безлична. Один контакт всегда подключен к положительному или отрицательному потенциалу, а на другой поступает напряжение с электронного модуля.

В последние же годы реле подключается к плюсу, а контакт, отвечающий за управление, – к минусу (раньше практиковалось обратное). Но, опять же, это не обязательное правило, причём, бывает, что у одного автомобиля реле, отвечающие за разные функции, подключаются по-разному.

Температура корпуса

Обмотка потребляет максимум 2,5 ватта, поэтому корпус реле может начать греться. Надо понимать, что нагрев допускается у обмотки, но у контактов он противопоказан, т. к для них высокая температура губительна.

Исполнительное устройство, контакты которого часто подвергаются перегреву, выйдет из строя, перестав включать нагрузку или размыкаться.

Проверка автомобильного реле

При поломке реле в большинстве случаев заменяется новым, но задачи могут быть поставлены разные, поэтому информация о том, как проверить реле, не станет лишней.

Для проверки потребуется:

·         тестер, работающий в режиме сопротивления;

·         12-вольтовый источник питания.

Если у реле четыре вывода, щупами тестера необходимо по очереди дотронуться до всех пар контактов. На одной из выставленных комбинаций прибор для измерений омических сопротивлений покажет значение в 80 ом, что означает, что это обмотка, на которую затем подается напряжение 12В: исправное реле щёлкнет.

Два оставшихся вывода покажут бесконечное сопротивление: к ним подключается тестер, переключенный в режим прозвонки, на обмотку в то же самое время подается 12В: если тестер издал пищание, а реле при этом щёлкнуло, то устройство в рабочем состоянии.

Если прибор на выводах демонстрирует замыкание без какого-либо напряжения, то тут возможно два варианта: либо это редко встречающееся реле, имеющее размыкающиеся при напряжении контактами, либо это говорит о перегрузке контактов, которые вследствие этого оплавились, поэтому реле можно смело выкидывать.

05:33:43 - 16.07.2020
Возврат к списку